Ральф Уолдо Эмерсон
Славянские праздники в весенний период
В славянской культуре празднование весны представлено множеством обрядов, каждый из которых символизирует определённый этап пробуждения природы. Это связано с постепенным характером весеннего обновления: потепление, таяние снега и цветение происходят не мгновенно.
Древние славяне верили, что пробуждение природы начинается с возвращения птиц. В отличие от современного представления о перелёте на юг, славяне считали, что птицы зимуют в тёплом Ирии. Весной они возвращаются из Ирея, принося ключи, которые открывают воду и землю. Образ птиц также ассоциировался с душами Предков.
Традиционные русские праздники встречи весны начинаются с обрядов закликания или гуканья птиц. Центральным образом праздника являлся чаще всего жаворонок или кулик, символизирующая наступление долгожданного тепла.
Первые, тихие и осторожные обращения к весне могут звучать уже на Громницу, 1 февраля. Именно в этот день впервые встречаются богини: Лёля, олицетворяющая весну, и Морена, символизирующая зиму.
Во время кликания весны славяне пекли птичек из теста, а затем оставляли их в сарае с домашним скотом. Дети и молодые девушки подбрасывали птичек вверх со словами: Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!. Сделано это было неспроста - наши предки верили, что только так, изображая полет птицы, можно было завлечь в края настоящего жаворонка.
Кликание весны всегда сопровождалось обрядовыми песнями, которые называются «веснянками». Обычно в них пелось о любви, солнце и всем радостном, что окружало людей. Мотив мог быть разным – лирическим или задорным.
Праздники в марте
В древней Руси март носил многочисленные наименования: Зимобор, Протальник, Капельник, Грачевник. На севере его именовали Сухим или Сухий, что, по одной версии, связано с наступлением весеннего тепла. По другой версии, это название происходит от обычая сушки в марте срубленных лесов.
Наши предки использовали подсечно-огневую систему земледелия, и поля приходилось вырубать из лесных массивов. Поэтому в феврале деревья валили, а затем ждали, пока они высохнут. В марте же их сжигали на полях (палах), оставаясь зола, которая служила удобрением для будущих посевов.
* Подсечно-огневая система земледелия - одна из древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Несмотря на то, что март представляет собой лишь начало календарной весны и снег всё ещё лежит повсеместно, праздники славянского годового круга, приуроченные к марту, посвящены теме возрождения природы, торжеству света и любви.
- 01 марта отмечается День Мары Марены - Великой Богини Зимы и Смерти, или Навий День. Этот праздник символизирует воскрешение мертвых и является последним днем господства Навийских Богов перед наступлением весны.
В этот день верующие прославляют Мару, владычицу Нави, которая помогает душам умерших добраться до Калинова Моста. Этот мост служит границей между миром живых (Явью) и миром мертвых (Навью) и переброшен через реку Смородину.
Согласно поверьям, в ночь перед праздником в Явь возвращаются души умерших, которые не нашли покоя или остались незахороненными. Они могут бродить по домам, привлекая к себе внимание и даже вселяться в живых людей. Чтобы уберечься от злых духов, люди надевали маски животных, чтобы остаться незамеченными.В последний Навий день принято почтить память предков, накрыть поминальный стол, принести дары и воздать им хвалу за прожитую жизнь и вклад в род.
- 14 марта - праздник Овсень малый. Согласно древнеславянской традиции, этот день отмечался как Новый год. (В древности славяне праздновали наступление Нового года в первый весенний день - 1 марта, что по новому стилю соответствует 14 марта.) Малый Овсень символизировал начало пробуждения природы и её готовность к началу сельскохозяйственных работ.
- 20 марта отмечается славянский праздник Масленица, имеющий глубокое символическое значение. Это не просто весеннее торжество и веселые проводы зимы, а день весеннего равноденствия, знаменующий поворотный пункт в календарном цикле и укладе жизни. В православной традиции Масленицы сохранились многие элементы языческого праздника Комоедицы, такие как сожжение чучела зимы - Марены, угощение блинами - Комами на протяжении всей праздничной недели.
По древним обычаям, первые блины, символизирующие солнце, приносились в дар Медведю, который олицетворял бога Велеса. Их оставляли на пнях в лесу, а затем разжигали ритуальные костры, в которых сжигалось старое и ненужное, очищая себя и семью от духовного балласта.
- 25 марта отмечается торжественное событие - Открытие Небесной Сварги, совпадающее с третьим весенним зовом, который сопровождается ароматом ржи, пением жаворонков, играми и хороводами. В этот день на землю нисходит Жива, божество весны и жизни, чью честь торжественно празднуют все живые существа.
В соответствии с традицией, в этот день запрещена любая работа. Считается, что всё внимание должно быть сосредоточено на прославление весны как торжества жизни над смертью. Утром принято угощаться печеньем в форме жаворонков и отпускать на волю птиц из клеток, тем самым призывая весну.
- 30 марта отмечается праздник Ладодение. В этот весенний день принято воздавать хвалу природе, пробуждающейся после зимнего сна. Иными словами, это торжество весны и тепла, которое наши предки посвящали богине славянского пантеона Ладе - покровительнице любви и брака.
Праздники в апреле
В древнерусской традиции месяц апрель именовался Березень, поскольку именно в это время активизируется движение сока у берез. Также апрель называли Снегогон, отражая быстрое таяние снега и начало подготовки к посевной кампании.
Помимо этих основных названий, в народе апрель также именовали Березозор, Капельник, Цветень, Солнечник, Снеготок, Водолей, Водолом, Водопол, Ручейник. Все эти названия подчеркивают характерную для апреля природную особенность – ускоренное таяние снега и появление журчащих ручьев.
- 01 апреля - этот день считался Днем пробуждения домового. Согласно древнеславянским верованиям, домовой, подобно многим животным и духам, впадал в зимнюю спячку и просыпался лишь изредка для выполнения необходимых домашних обязанностей. Он оставался в спячке до тех пор, пока весна не наступала полностью. Предки считали, что весна приходила не в марте, а в апреле.
- 03 апреля праздник Водопол, посвященный пробуждению Водяного, который символизировал начало ледохода и весеннего разлива рек. В этот день славяне приносили Водяному щедрые дары с мольбой о благосклонности. Они верили, что он позаботится о порядке в водном мире, подарит богатый улов рыбакам, приведет в сети крупную рыбу и защитит их от вреда русалок.
- С 6 по 7 апреля восточные и некоторые южные славяне отмечают славянский праздник Пасхетъ, который народно именуется Великдень (Великий день). Данное название отражает древние языческие традиции встречи весны, приуроченные к дню весеннего равноденствия.
Раньше считалось, что Великая Ночь, начинавшаяся с дня осеннего равноденствия, завершается в этот день, а на смену ей приходит Великий День, символизирующий наступление весны и начинающийся с весеннего равноденствия. Впоследствии эти обряды были интегрированы в христианскую Пасху.
- 14 апреля отмечается праздник Воронец, посвященный Вещему Ворону. Согласно поверьям, каркая над домами, где обитают люди, живущие вопреки Прави, Ворон, выступая в роли вестника Кощного Бога, призывает на них гнев Нави. В то же время, для мудрых людей он, будучи покровителем Велеса, открывает тайны жизни и смерти.
По славянским приметам, появление Ворона весной предвещает дождливую погоду и грозу, символизируя победу весны над зимой.
- С 16 по 22 апреля отмечаются Первые Русалии, также известный как Праздник пробуждения духов воды. Этот цикл торжеств предшествует празднику Ярилы Вешнего и представляет собой сакральную неделю, посвященную почитанию богини весны и девственной природы - Девы Лели. В этот период особое внимание уделяется чествованию русалок-берегинь, женских водных духов, пробуждающихся вместе с природой.
- 22 апреля празднование славянского Женского Дня - Лельника, который можно считать русским народным аналогом Международного женского дня 8 марта. Этот праздник посвящён богине Леле, покровительнице девичьей любви. В этот день девушки совершали ритуалы у реки, принося дары русалкам, а вечером собирались на женские посиделки. Женщины, не имеющие детей, верили, что в этот день могут обрести плодовитость, и также проводили обряд выпекания "судьбы".
- 23 апреля - Ярило Вешний, также известный как Ярило Тёплый или Ярило Храбрый. В период двоеверия этот праздник именовался Егорий или весенним Юрьевым днем.
Центральным ритуалом праздника является "Отмыкание Земли", также называемое ЗаРОДом (зарождением). В этот день Ярило, олицетворяющий плодородие и пробуждение природы, оплодотворяет Мать Сыру-Землю, вызывая появление росы.Считается, что именно эта роса обладает особыми целебными свойствами, способствуя бурному росту растительности.
- 30 апреля, с окончанием последних весенних заморозков, отмечается Радуница (радоница, радавница, радуниц, радошно воскресенье, родительский понедельник) - один из важнейших дней поминовения усопших. В этот день принято посещать могилы близких, принося поминальные угощения: блины, овсяный кисель, пшенную кашу, а также крашеные яйца, известные как писанки.
Праздники в мае
В древнерусской традиции май, месяц пробуждения природы, первоначально именовался Травенъ (травник), что отражало активный рост растительности в этот период. Считался он третьим и заключительным месяцем весны. В народе также употреблялись названия ярец, в честь бога солнца Ярилы из славянской мифологии, листопук, указывающее на появление листвы, и росеник, обусловленное обилием утренней росы.
- 01 мая, в полночь, начинается славянский весенний праздник - День Богини Живы, посвящённый дочери Лады и Даждьбога.
Этот праздник символизирует пробуждение природы и плодородие. Богиня Жива, покровительница всего живого, дарит миру созидательную силу и обновление. В её честь женщины и девушки совершают ритуальные пляски у костра, очищаясь от зимней спячки и негатива. Они прыгают через огонь, олицетворяющий жизненную силу, и символически изгоняют нечисть.Жива - это воплощение движения природы, пробуждения жизни во всех её проявлениях: первых ростков, ручейков, цветов и любви.
- 10 мая древние славяне праздновали Вешнее Макошье, также известное как день Матушки-Земли. В этот день почиталась пробуждающаяся природа, и люди воздавали ей честь, словно имениннице.
В этот день всякая работа с землёй была запрещена: пахать, боронить, копать было не принято. Вместо этого проводились особые обряды, связанные с посевом и зачатием детей, с использованием символов зерна, борозды и сторон света. Люди поклонялись богам Велесу и Макоше. Воины давали торжественную клятву защищать землю от врагов. Волхвы отправлялись на поляну, ложились на траву и прислушивались к голосу земли. - С 20 по 30 мая древние славяне отмечали десятидневный весенний праздник Неделя Рода, также известный как Грудие Росное. Этот праздник считался одним из самых радостных и значимых в году. В течение Недели Рода славяне обращались к богу Роду с мольбами о дождливом лете и богатом урожае. Волхвы в этот период проводили особые обрядовые церемонии и совершали ритуальные жертвоприношения.
С распространением христианства на Руси языческий праздник встречи весны, известный как "кликанье", постепенно утратил свою популярность. Население начало праздновать церковные даты, в том числе 25 марта, день памяти византийского летописца и богослова Феофана Исповедника.
Славянские праздники в другие времена года
Современный мир, казалось бы, далёк от древних славянских традиций весенних праздников. Однако их наследие живёт в богатом фольклоре, который и сегодня вдохновляет и дарит радость. Для славян встреча весны была не просто праздником пробуждения природы, но и праздником души, выраженным в обрядах, танцах и песнях, передающих тесную связь человека с вечным круговоротом природных явлений.