Джордж Мартин
Славянские праздники летом
Термин праздник имеет этимологическое происхождение от древнеславянского слова праздь, обозначающего период отдыха, свободный от трудовой деятельности. В Древней Руси праздники играли важную роль в жизни славян, и некоторые из них сохранились до наших дней. Летний цикл славянских праздников отличается особой красочностью, поскольку совпадает с периодом расцвета природы, когда жизнь проявляется во всей своей полноте.
Праздники лета у славянских народов отличаются особой значимостью, сопоставимой разве что с зимними торжествами – встречами Молодого Солнца (Коляды) и Велесовыми Святками. Однако празднования в летнюю пору более приятны, чем в холодное время года. Длинные дни, тёплые ночи, костры вдоль рек, хороводы юношей и девушек, рассказы – как весёлые, так и пугающие – всё это создаёт неповторимую атмосферу волшебства.
Глубину впечатлений от летних праздников невозможно передать словами, их нужно испытать на себе. Кроме того, праздники лета тесно связаны с культом плодородия, урожая и его защиты от различных бедствий. Идея продолжения рода и увеличения потомства находит отражение практически во всех летних праздниках, центральным из которых является праздник Купала-Семиярило.
Праздники в июне
Месяц июнь, именуемый Разноцветом, характеризуется пышным цветением растений. В народе его также часто называют Хлеборост, поскольку в этот период интенсивно растет хлеб, и земледельцам необходимо успеть выполнить много работ в полях.
В прошлом месяц июнь имел множество народных названий, таких как Кресник (от слова "крес" - огонь), Паутная, Розник, Скопидом, Светозар, Светлояр, Земляничник, отражающих различные аспекты этого времени года.
Традиционное русское название месяца - Изок, происходящее от слова "кузнечик", чье количество в июне было особенно велико. В южнорусских областях распространённое название месяца – Червень, происходит от червеца или червеня - определенного вида красильных червей, появляющихся в этот период.
- 01 июня - отмечается праздник Ярило Мокрый, также известный как Троян или День Трибогов. Этот праздник символизирует переход от весны к лету, когда молодой Ярило-Весенний уступает место Трисветлому Даждьбогу. Святодень посвящён победе Бога Трояна над Черным Змеем.
В этот день последователи древнерусской веры прославляют Сварожий Триглав - Сварога, Перуна и Велеса, олицетворяющих силы Прави, Яви и Нави.
По поверьям, Троян представляет собой воплощение могущества Сварога, Перуна и Велеса, объединившихся для борьбы со Змеем, порождением Чернобога, который когда-то угрожал уничтожить все три мира. - Празднование в честь бога Купалы, связанное с летним солнцестоянием, у старославян отмечалось в ночь с 23 на 24 июня и продолжалось три дня, символизируя наступление астрономического лета. Начало торжества могло приходиться также на 21 или 22 июня. В ходе ритуала очищения огнём костра верующие избавлялись от негативных воздействий, а вода смывала с них болезни и печали. Праздник Солнца и Воды, олицетворяющих начало жизни, являлся почитанием плодородия и могущества природы. Поэтому травы, собранные в этот период, считались особенно целебными.
Праздники в июле
В древности июль именовали Червень, что связано с созреванием в июле плодов и ягод характерного алого цвета. Поэтическая фраза "лето красное" отражает это название, подчеркивая яркость летнего солнца.
Другое, древнеславянское название июля - Липец (Липень), указывающее на период цветения липы. Июль также именуют "макушкою лета", поскольку считается последним летним месяцем (20 июля празднуется Перунов День, после которого, согласно народным поверьям, наступает осень).
Кроме того, июль называют Страдником ("страда" - жатва, сенокос) и Грозником из-за частых сильных гроз.
- 12 июля отмечается День снопа Велеса, знаменующий собой начало косьбы и заготовки сена. Считалось, что в последний связанный сноп переходит дух поля. В этот период крестьяне завершали весеннюю пахоту и приступали к подготовке почвы для посева озимых культур. Все земледельческие работы находились под защитой Велеса, бога плодородия и скотоводства.
Праздники в августе
В различных регионах Россия август носил разные названия, отражающие особенности этого месяца. На севере его называли "Зарев", что связано с ярким сиянием зарницы. На юге преобладало название "Серпень", указывающая на использование серпа во время уборки урожая. Также встречалось название "Зорничник", которое, по всей видимости, является видоизменённой формой "Зарева".
Название "Жнивень" напрямую связано с периодом жатвы и сбора зерновых культур. Некоторые исследователи связывают "Зарев" с глаголом "реветь", интерпретируя его как время брачного периода животных, сопровождающегося громкими звуками. Другие же видят в названии отсылку к частым грозовым разрядам и вечерним зарницам.
Август был временем, когда люди пекли хлеб из нового урожая, благодарили богов за плодородие земли и с надеждой смотрели в будущее.
- 01 августа отмечается первый Спас, также известный как Маковеем или Спасом на воде. В народе его ещё называют Медовым Спасом, так как именно в этот день пчеловоды традиционно начинали сбор мёда. Считалось, что с этого дня пчёлы прекращают сбор нектара, и соты наполняются до краев. Таким образом, наступало время сбора сладкого урожая, его освящения и обильного потребления этого любимого славянского лакомства.
Наши предки помимо выпечки медовых пирогов и пряников, также варили из мёда хмельную медовуху, которая служила праздничным напитком.
- 06 августа наступал второй Спас, который называют Яблочным Спасом, поскольку вначале августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось.
- 15 августа празднуют Спожинки. К середине августа на всей территории славянских земель завершается уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также подготовка семян для следующего сезона. Отсюда и происходит название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп срезают молча, чтобы не потревожить дух поля, который в этот момент переселяется в него.
- 21 августа отмечается День Стрибога - славянский праздник, посвящённый божеству ветра и повелителю бурь. В этот день люди приносят дары – лоскутки ткани, зерно или хлеб – как знак почтения и просят Стрибога благосклонности: хорошего урожая в следующем году и защиты жилищ от непогоды.
Бог Стрибог, брат Перуна, согласно верованиям предков, хранит в кулаке семьдесят семь ветров и обитает на острове Буян. Считается, что он способен донести мольбы и просьбы к другим богам, а также наказать тех, кто поступил несправедливо.
Славянские праздники представляют собой ценный источник для понимания того, как наши предки отмечали значимые события и проводили обряды. Изучение этих праздников позволяет нам ощутить связь с прошлым и прикоснуться к культурному наследию наших предков.
Славянские праздники в другие времена года
Праздники всегда играли важную роль в жизни человека, регулярно повторяясь и передаваясь из поколения в поколение. Это явление в науке называется рудиментом – стойкой традицией, укоренившейся в культуре и сохранившейся до наших дней.
Несмотря на попытки искажения и переосмысления некоторых летних праздников, таких как Купало, Красная горка или Колядование, их суть и значение остаются узнаваемыми. Хотя даты проведения и атрибутика могли претерпеть изменения под влиянием внешних факторов, сама основа славянских праздников сохранилась в народной памяти.