Праздники - они как жизнь: рождаются и умирают, как люди. Им знакомы минусы взлетов и моменты падений. У них есть свои подъемы и спады. Они, как и мы, блистают, а затем обращаются в прах. У праздников, как и у нас, не бывает завтрашнего дня.
Фредерик Бегбедер (1965 - ) - французский прозаик

Славянские праздники

Славянские традиции, глубоко укорененные в природных циклах и сельскохозяйственной жизни, нашли свое отражение в системе праздников, которая до сих пор сохраняет свою актуальность. Коляды Дар, как более точно можно назвать эту систему, строится на четырех ключевых событиях: осеннем и весеннем равноденствии, летнем и зимнем солнцестоянии. Эти даты, символизирующие перемены в природе, служили ориентиром для земледельцев, охотников и рыбаков, помогая им планировать свою деятельность.

Календарь праздников у славян

В дохристианский период славяне пользовались девятимесячным календарем, что было обусловлено спецификой их образа жизни. Христианизация Руси и внедрение юлианского календаря столкнулись с сопротивлением со стороны населения, которое не могло примириться с незнакомой структурой нового летоисчисления. Латинские названия месяцев, их количество (три месяца больше, чем в славянском календаре) и осеннее начало года вызывали недоумение и отторжение.

Для преодоления этого барьера церковные деятели пошли на компромисс: они заменили латинские названия месяцев на славянские, такие как "стужень", "серпень" и другие. В этой адаптации проявилась мудрость и гибкость церковных деятелей, которые стремились сохранить культурную идентичность народа, интегрируя ее в новую систему вероисповедания.

В древнеславянской системе календаря названия месяцев представляют собой символическую руническую форму. Каждое наименование месяца состоит из двух рун.

Первая руна в названии месяца обозначает образ, символизирующий конкретный период года. Исключение составляет лишь первый месяц - "Рамхатъ" (образ начала нового цикла), указывающий на возвращение к началу после завершения предыдущего года.

Вторая руна во всех случаях одинакова - "ЛЕТЪ" (Лето), поскольку месяц рассматривался как часть года, который у славян назывался - ЛЕТА. Отсюда происходят русские слова "летопись", "летоисчисление", "сколько Вам лет?".

Не все славянские народы приняли чужой календарь. Староверы продолжали отмечать наступление Нового года в день осеннего равноденствия, то есть 22 сентября. В то же время христиане на Руси праздновали его 1 марта. Такая временная несогласованность сохранялась на протяжении нескольких столетий, пока не было принято решение перенести христианское Новолетие на сентябрь, а именно на 1 число.

Это произошло в 1492 году, когда Русь приняла константинопольский календарь, в котором первым месяцем нового года считался сентябрь. Таким образом, народ стал отмечать два праздника Нового года в сентябре: 1 числа и в день осеннего равноденствия.

Использование двух сентябрьских дат для празднования Нового года было запрещено Петром I. Он ввел новое летоисчисление, начавшееся с 1 января 1700 года, или 7208 года от Сотворения Мира в Звездном Храме (название Лета по Круголету Числобога - сокращенно С.М.З.Х). В результате этой реформы русский народ лишился возможности отмечать 5508 лет своей богатой истории.

Праздники у славян: История Появления

Славянские праздники, глубоко укоренённые в древних верованиях и традициях, являются неотъемлемой частью культурного наследия славянских народов. Их история насчитывает тысячелетия, отражая тесную связь с природой, сельскохозяйственным циклом и космологическими представлениями.

Возникновение славянских праздников связано с язычеством, доминировавшим среди славян до принятия христианства. Праздники были посвящены различным богам, духам и природным явлениям. Например:

  • Праздник Ярила, бога солнца и весны, отмечался весной, символизируя пробуждение природы и начало нового жизненного цикла.
  • Праздник Купалы был связан с летним солнцестоянием, чествованием божества солнца и плодородия, а также ритуалами очищения и любви.

В основе славянских праздников лежали идеи равновесия и гармонии с миром. Они не только отмечали важные события в сельскохозяйственном календаре, но и укрепляли социальные связи, передавали знания и ценности новым поколениям.

С принятием христианства многие славянские праздники были преобразованы или интегрированы в христианскую традицию. Так, праздник Купалы трансформировался в праздник Ивана Купала, а Масленица стала предшествовать Великому посту.

Несмотря на христианизацию, многие элементы древних славянских праздников сохранились и до сих пор практикуются. Например, традиции плетения венков, разжигания костров, пения ритуальных песен, гадания и обрядов очищения.

В современном мире интерес к славянской культуре и её традициям возрождается. Праздники, такие как Масленица, Ивана Купала и Коляда, вновь обретают популярность, привлекая людей своей аутентичностью, яркими обрядами и глубоким смыслом.

Вопрос о календарных системах и христианизации

В истории человечества наблюдается много примеров того, как культурные практики и верования сталкивались друг с другом в процессе миграций и завоеваний. Одним из ярких проявлений этой борьбы является история распространения христианства на территории Европы и Руси, где столкновение двух систем летоисчисления - юлианской и местных - создало немало проблем для миссионеров.

Как известно, до введения юлианского календаря в 45 году до н.э. по указу Юлия Цезаря Римская империя страдала от разнообразия календарных систем. Это вызывало путаницу при определении дат, особенно важных для торговли. Новый календарь, созданный на основе египетского, с незначительными изменениями, стал стандартом для всей империи.

Однако распространение христианства столкнулось с проблемой несовместимости календарных систем. Миссионеры сталкивались с трудностями в определении дат праздников и постов, поскольку местные системы летоисчисления были сложнее для понимания, а сравнительные даты постоянно "плавали". Единственным решением этой проблемы стало запрещение старых календарей и повсеместное внедрение юлианского.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при крещении Руси. Юлианский календарь, с его латинскими названиями месяцев и началом года весной, не был принят народом. Для него это была чуждая система, непонятная и не соответствующая традиционным представлениям о времени.

Христиане нашли выход из положения, адаптировав юлианский календарь к славянской культуре. Месяцам были даны славянские названия: Березень, Квітень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Січень, Лютий. Только в таком виде, христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь.

История распространения христианства демонстрирует не только силу вероисповедания, но и его способность адаптироваться к местным условиям. При этом важно отметить, что процесс этот был далеко не безболезненным, вызывая сопротивление и недовольство среди населения.

В истории России появились две календарные системы: старая - славянская, и новая - христианская. Эта двойственность возникла в результате принятия православия на Руси и отражала столкновение традиций и верований.

Старый славянский календарь был неразрывно связан с жизнью народа, определяя сроки сельскохозяйственных работ, праздников и других важных событий. Он был основан на наблюдениях природных явлений и глубоком понимании космоса. Новый же, Юлианский календарь, привнесённый вместе с христианством, служил преимущественно для определения церковных праздников.

Внедрение нового календаря вызвало множество проблем.

  • Во-первых, существование двух параллельных систем ведения времени создавало путаницу, особенно в летописях. Русские летописцы использовали даты старого календаря, а приглашённые греки - новые.
  • Во-вторых, церковные власти стремились полностью вытеснить старый календарь, что вызывало сопротивление народа. Люди продолжали праздновать по старым традициям и не хотели отказываться от привычных дат.

Для разрешения этой ситуации царь Иван III в XIV веке принял ряд мер. Он установил единое Новолетие - 1 марта, взяв число года из старого календаря. Далее началась постепенная адаптация христианских праздников к славянским традициям: День Бога Велеса был заменён Днём Власия, День Масленицы-Марёны стал просто Масленицей, а День Бога Купалы превратился в день Иоанна Крестителя.

Несмотря на эти попытки, народ продолжал придерживаться старого календаря и праздновать по своим традициям. Введение жёстких мер против язычества привело к восстаниям и смутам. Иван III был вынужден идти на уступки и разрешить использование старого календаря, фактически узаконив на Руси двоеверие.

В XVI веке произошла ещё одна реформа - начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября. Это решение было принято Московским церковным собором в связи с растущими апокалиптическими настроениями в обществе.

Наконец, в XVIII веке Россия перешла на григорианский календарь, принятый католической церковью. Эта реформа была связана с необходимостью исправить неточность юлианского календаря, который отставал от природного года. Переход на новый стиль произошёл только в 1918 году.

Таким образом, история российского календаря - это история столкновения культур и верований. Сначала старая славянская система сосуществовала с новой христианской, затем была подвергнута адаптации и, наконец, полностью уступила место григорианскому календарю.

Календарь - Коляда Дар

Славянский календарь: гармония чисел и природных циклов

Несмотря на свою кажущуюся необычность для современного восприятия, славянский календарь "Коляда Дар" представляет собой удивительно точную и удобную систему летоисчисления. В его основе лежит глубокое понимание взаимосвязи человека с природой, выраженное в триаде природных сезонов: Оусень (осень), Зима и Весна. Эти сезоны объединены в единый солнечный цикл - Лето, состоящее из девяти месяцев, по три на каждый сезон.

Календарь "Коляда Дар" различает два типа лет: Простое Лето и Священное Лето. Они составляют Круг Лет, включающий 15 Простых Лет и 1 Священное. Девять таких Кругов Лет образуют Круг Жизни, охватывающий 144 года. Этот цикл повторяющихся периодов носит название Круголет Числобога.

Простое Лето длится 365 дней: нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные - по 40. Священное Лето же насчитывает 369 дней, и все его месяцы состоят из 41 дня.

Новолетие в "Коляде Дар" приходится на 1 день второго месяца Оусени, что соответствует дню осеннего равноденствия. Это символично, поскольку к этому времени весь урожай собран, закрома полны, и новое Лето начинается с ощущения полного достатка.

Важное значение Новолетию придавали также из-за возможности принимать здесь важные решения. Так, мирный договор с Великим Драконом (древним Китаем) был подписан именно в Новолетие. Это позволяло удобно установить новую точку отсчёта мирной жизни без нарушения основной календарной системы.

Начало Сотворения Мира было определено как 1 день 1 месяца Лета 5500 года от Великой Стужи. Таким образом, 1 день 1 месяца Лета 5501 года от Великой Стужи стал одновременно и 1 днём 1 месяца Лета 1 от Сотворения Мира. Поскольку мирный договор был подписан в Лето "Звездного Храма" на Круголете Числобога, то и название нового летоисчисления стало - "от Сотворения Мира в Звездном Храме".

Неделя в славянском календаре также состоит из 9 дней. Они обозначаются числовыми названиями: Понедельникъ, Вторникъ, Тритейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица, Неделя. Такая система была удобна: нечётные месяцы Простого Лета начинались с одного дня недели, а чётные - с другого.

Священное Лето, состоящее из 41 недели, позволяло начать следующий Круг Жизни с того же дня недели, что и Священное Лето. Таким образом, каждый Круг Жизни, охватывающий 144 года, начинался с Понедельника.

Славянский календарь "Коляда Дар" демонстрирует глубокую связь с природными циклами и гармоничное использование чисел. Он представляет собой не просто систему летоисчисления, но и целостный взгляд на мир, основанный на уважении к природе и ее ритмам.

Интересное особенности месяцев славянского Календаря

В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица "Ъ" - еръ, звучавшая как О-краткое. Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей.

Вот названия Месяцев Славянского Календаря:

  • Рамхатъ - Месяц Божественного Начала. (Р - Реци - наставлять, сообщать)
  • Айлтъ - Месяц Новых Даров. (А - Азъ - человек, людина)
  • Бейлтъ - Месяц Белого Сияния и Покоя Мира. (Б - Боги)
  • Гэйлтъ - Месяц Вьюг и Стужи. (Г - Глаголь - говорить)
  • Дайлтъ - Месяц Пробуждения Природы. (Д - Добро)
  • Элтъ - Месяц Посева и Наречения. (Э - Эта - указующая форма)
  • Вэйлтъ - Месяц Ветров. (В - Веди - Веды, мудрость, знание)
  • Хейлтъ - Месяц Получения Даров Природы. (Х - Хранъ - сохраниение)
  • Тайлтъ - Месяц Завершения. (Т - Твердо - завершение, окончательная форма)

Название месяцев не только в Рунике имели глукокий смысл, но и в Буквице тоже. По своей совокупности Образы Буквиц, с которых начинались назвения месяцев тоже несли особый смысл. Чтобы хоть как-то его понять, нужно просто вспомнить названия Буквиц в Древлесловенской письменности и что они означают. Соединив данные Образы буквиц, мы получаем следующий текст: Наставляли человека Боги говоря доброе, эту Мудрость сохранять твёрдо.

Современные времена года

Славянские весенние праздникиВесенние народные праздники занимают особое место в культурном наследии России. Неразрывно связанные с природными циклами и сельскохозяйственной деятельностью, они отражали глубокое уважение к силам природы, которые определяли жизнь и благополучие крестьянства. Празднования сопровождались специфическими обрядами, песнями, танцами и ношением яркой праздничной одежды, символизировавшей пробуждение земли и приход новой жизни.
Летние славянские праздникиЛетние праздники у славян, интегрированные в христианскую систему верований, широко известны. Одним из ярчайших примеров является праздник Ивана Купало, который в дохристианской традиции являлся главным летним событием. В этот день наши предки соблюдали древние обычаи, связанные с культом солнца и плодородия: прыгали через костры, водили хороводы, пели песни и устраивали пышные застолья.
Старинные славянские праздники осеньюПраздники осени у славянских народов, словно яркие нити, сплелись из древних языческих традиций и православных обычаев, создавая уникальную и многогранную картину. Среди них особое место занимает праздник Обжинки - торжество, пропитанное духом благодарности земле за урожай и надеждой на будущий год.
Зимние праздники у славянЗимние славянские праздники - это не просто даты в календаре, а целая эпоха, наполненная теплом, радостью и ожиданием чудес. Утверждение о насыщенности зимнего периода праздниками абсолютно справедливо. В этот морозный и сказочный сезон жизнь кипела: звучали песни, гремели танцы, а сердца молодых людей бились в такт праздничных ритмов.

Славянские праздники являются неотъемлемой частью культурного наследия, отражающего глубокую связь с природой и мудрость предков. Изучение этой системы позволяет лучше понять исторический путь развития славянских народов, а также сохранить ценные традиции для будущих поколений.