И нет другого существа, которое было бы столь же неуживчиво и столь же общительно, как человек: первое - по причине его пороков, второе - в силу его природы.
Мишель Монтень
Мифические существа у славян
Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были свои мифические существа, неизвестные соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Славянский народ наделял сверхъестественными способностями небесные светила и природные явления, горы, деревья и водоемы. Перечислить всех древних мифических существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов - лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга.
Список домашних существ
Домовой - добрый дух у славян, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик с бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым - приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.
Барабашка - мифическое существо, мелкий домашний дух. Его облик - матовый пушистый серый шар. Однако, как и многие природно-энергетические духи, может создавать иллюзию, которую обычному человеку очень сложно отличить без тактильного контакта. То есть барабашка с легкостью может обратиться кошкой. Если показался вам в истинном обличии, то он находится в хороших отношениях с вашим Домовым и доверяет вам. При таком раскладе с ним вполне можно наладить контакт и даже пообщаться, эти духи не многое понимают, но очень многое видят и слышат благодаря своим способностям.
Банник в славянской мифологии был хозяином воплощения довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда образ - не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху (считают либо Банником женского пола, либо его женой, другое ее название - Шишига).
Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. Днем они неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части это мифическое существо не причиняет серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат, то скрипят по ночам. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы - прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
Помощники богов
В славянской мифологии многие существа не только являются помощниками богов, но и сами обладают магическими способностями. Люди боялись злых чудищ и верили в доброту духов.
Гамаюн - по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Считалось, что если райское пернатое создание пролетит низко и заденет крыльями голову человека, тому будет сопутствовать во всем удача. Ho, помимо фортуны, покровительства и защиты, Гамаюн могла предсказать будущее. A если кому-то удавалось заполучить её перо, то он получал славу и богатство.
Сирин - одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.
Алконост - чудесная птица, лик женский, тело птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее сестры птицы Сирин. Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь Алконост проводит в Ирии, и лишь раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца на дно моря. После 7 дней они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а мать поет свои чудесные песни, скрываясь неподалеку в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле.
Лесные и водные мифические существа
Передающиеся в устном виде славянские мифы сохранились до наших дней. Они повествуют об удивительном и волшебном мире, населенном всемогущими божествами, сказочными существами и капризными духами. Старинные сказания являются неисчерпаемым источником народных обрядов и верований, языческих представлений об устройстве мира, магической символике. Причем, у славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть.
Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.
Леший - лесной дух у славян, хозяин леса. Он не добрый и не злой - зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу. Наши предки считали, что любимое время лешего, как и многих духов - ночь. Однако, увидеть его можно утром и днем.
Полевик - хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Помогает старательным, трудолюбивым хозяевам и очень не любит работающих спустя рукава - и плуг из земли выворачивать будет, и камень под него подсунет. Является одним из низших духов, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.
Нежить и призраки
Нечисть, или нежить, по поверьям древних славян населяла все уголки природы: воду, леса, поля и даже жилища. Как правило, нечисть олицетворяла злую, темную силу, поэтому её опасались, старались уберечь свое жилище от неё, и даже совершали особые ритуалы и обряды. К такому виду существ относятся души людей, умерших не своей смертью и бродящие по земле в поисках успокоения.
Мавки - разновидность мифического существа у славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со стороны спины не имеют кожи, из-за чего видны внутренние органы, их называют без спины. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин, а потом убивают. В древней Руси верили, что мертворождённые дети и умершие младенцы становятся мавками.
Русалка - полуженщина-полурыба. Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний, в остальном же она ни чем не отличается от человека, и когда выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово русалка означает белый, чистый. По сути русалок нельзя отнести к злым существам: на людей они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной их рацион рыба. Они очень одиноки: мужских особей у русалок нет, потому при встрече с мужчинами всячески ищут общения, завлекая их к себе, но так как человек, не способен дышать под водой, он умирает.
Навьи - особые злые создания, нечистые духи. Навьи, они же заложные покойники - по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Предпологалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифических существ. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы.
Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, кроме этого дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах.
Упырь - живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие - это острые зубы, так все зубы упыря заострены, напоминая акулью пасть, а не человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселиться в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.
Анчутка - маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами.
Сказочные существа
Славянские сказки - бездонный кладезь мудрости, который, однако, за минувшие столетия претерпел существенные изменения, как естественные, обусловлены культурными особенностями развития нашего народа, так и искусственные, привнесенные (в первую очередь, имеются ввиду искажения, сознательно введенные христианами, о чем будет сказано ниже). Тем не менее, многие легенды, эпосы и сказки славянской мифологии до сих пор сохранили в себе изначальные образы и символы, которые могут многое поведать нам о наших предках.
Баба-Яга - темная колдунья, дочь Вия, жена Велеса, изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Многие старые сказки, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Жар-птица - сказочная птица с ярким, золотистым с переливом в красный оперением. воплощение Бога грозы, грома и молний Всесильного Громовержца Перуна, прилетающее к нам из божественного Ирия или из далекого тридесятого царства. В тридесятом царстве находятся сказочно богатые люди и земли, потому-то и окраска самой Жар-птицы золотая. Питается Жар-птица молодильными яблоками, дарующими каждому бессмертие, молодость и красоту. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперение обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь.
Кащей Бессмертный - культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогович был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья - Горын и Вий - боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца - Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави - Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.
Змей Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч - это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают.
Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти.
Злобные мифические существа
Если вы думаете, что в славянской мифологии самыми страшными были Баба-Яга и Змей Горыныч, постоянно появляющиеся в сказках. На самом деле в мифологии наших предков встречались по-настоящему страшные и злобные существа, с которыми вы вряд ли захотели бы встретиться.
Аспид - Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налёты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состоянии он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.
Лихо одноглазое - злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями.
Вий - персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. На вид это страшный, уродливый старик, очень высокого роста и мощного телосложения. Вий весь оброс корнями деревьев и мхом, но самым страшным у этого существа считается взгляд, если ему кто-то поможет приоткрыть веки, то он своим взглядом сможет убить не только человека, но и сжечь целые селения. Голос у Вия очень страшный и противный, его протяжное монотонное звучание сможет свести с ума любого человека.
Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик.
Герои древних легенд
Славянская мифология являет собой совокупность былин, мифов, верований и культов славянских народов, где значительная часть нашей истории связана с малоизвестными хранителями традиции и героями древних легенд.
Берендеи - были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. т.е. считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой - каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек. Кроме того, Берендеи обладали тайными магическими знаниями. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.
Волот - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Среди славянских мифических существ очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.