Праздники – они как жизнь: рождаются и умирают, как люди. Им знакомы минусы взлетов и моменты падений. У них есть свои подъемы и спады. Они, как и мы, блистают, а затем обращаются в прах. У праздников, как и у нас, не бывает завтрашнего дня.
Фредерик Бегбедер

Славянские праздники

Славянские традиционные праздники, значение которых важно для всего Рода, находились в календаре определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее жизненным ритмом. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Календарь славянских праздников (который верно именовать Коляды Дар) выделял четыре ключевых события – это осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние. Именно на эти даты ориентируются некоторые праздники славян.

Календарь праздников у славян

У славян было 9 месяцев и когда при крещении Руси ввели юлианский календарь, то он был не принят народом, потому что названия месяцев были непонятными – номера на латыни, самих месяцев на 3 больше, да и начало года – осенью, а не весной. Церковники придумали выход – месяца стали называть по славянски: стужень, серпень и т.п.

В древнеславянском календаре названия месяцев – это образная Руника. Названия месяцев состоят из двух Рун, при этом вторая Руна у всех месяцев одинаковая – ЛЕТЪ (Лето), потому что месяц - это часть Лета (так назывался год у славян, отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет?); а первая Руна показывает образ, какая именно часть Лета. Исключение только первый месяц - Рамхатъ (образ начала нового Круга), т.е. после завершения очередного Лета, мы вновь подходим к началу всего.

Но не все славяне приняли чужой календарь - и староверы продолжали отмечать своё Новолетие в день осеннего равноденствия (22 сентября), а христиане на Руси стали отмечать его 1 марта. Такая хронологическая неразбериха продолжалась не одно столетие, пока не было принято решение - перенести христианское Новолетие тоже на сентябрь, только на 1 число (произошло это в 1492 году, когда церковные иерархи приняли для Руси константинопольский календарь, где первым месяцем нового года был сентябрь). И народ стал отмечать два Новолетия в сентябре: 1 числа и в день осеннего равноденствия.

Запретил использование двух сентябрьских Новолетий, Петр I. Он ввёл, новое летоисчисление - с 1 января 1700 года или лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме (название Лета по Круголету Числобога - сокращенно С.М.З.Х). В результате этого решения Петра I - русский народ потерял 5508 лет своей Великой истории.

Праздники в январе

В современном обществе открывает год январь. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету (первым считался март) и носил название Просинец (другие названия - Перезимье, Стужайло, Студень). В это время славяне чествуют молодого Коляду. Солнышко начинает прибывать, поэтому начинает показываться синева неба, просияние, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим.

  • С 01 по 06 января отмечаются Велесовы дни или страшные, Ворожные вечера - вторая часть Больших Велесовых Святок. В народе эти шесть дней отмечены разгулом нечести. Первая половина святок была посвящена будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьем и заканчивалась праздником - Турицы (этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных - Туру, воплощению союза Велеса и Перуна. Тур является сыном Велеса и Макоши. Покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному.)
  • 08 января отмечаются Бабьи Каши. Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать бабок–повитух (сейчас акушерок), так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь. Им приносили подарки и угощения, квас, блины, пироги и фрукты. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
  • 19 января. В этот день славяне отмечали праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться смелости не хватало, то можно было взять с собой этой воды и облиться ей в теплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета.
    Наукой установлено, что 19-21 числа каждого месяца наша планета расположена таким образом относительно Солнца, что вода действительно обретает уникальные физические свойства. А в январе – особенно.
  • 28 января день почитания Домового Хозяина, который также именуется в народе - Кудесами. Если в этот день не почтить Домового, он может обидеться и перестанет помогать домочадцам. Тогда в доме может все пойти прахом. Домовой - это Родовой дух хранитель, дух Предков, оскорбляя которого, человек подрубает корни своего Родового Древа.

Праздники в феврале

В старину февраль наши предки называли Лютень, или просто Лютый. Ведь вроде зима почти кончилась, того гляди, и весна пожалует, а февраль неожиданно приморозит. Самые промозглые морозы обычно именно в этом месяце бушуют за окном. Создаётся такое ощущение, словно зима своих позиций сдавать совсем не собирается, вот и лютует беспощадно. Другое название месяца - Сечень по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.

  • 11 февраля - Великий Велесов день знаменует собой середину зимы, некий рубеж. В этот праздник славяне славили Батюшку и проводили игровые обряды шуточного боя Марены с Велесом, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой. Также в этот день ставили защиту скоту и наносили чиры Велеса на все ворота в подворье, славили и приносили требы Скотьему Богу, просили здоровья коровам, свиньям и другим кормильцам семьи.
    14 февраля - праздник Зимобор, в этот день получаются самые удачные ритуалы на привлечение женихов. Все девушки колдуют. Не зря в Европе считают этот день Праздником святого Валентина или Днем всех влюблённых.
  • С 12 по 18 февраля проходят Велесовы дни - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса случаются удивительные вещи.
  • 15 февраля - Сретение. Это древний славянский праздник встречи Весны и Зимы, последних зимних холодов и первых весенних оттепелей. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного Природой.
  • 29 февраля по мнению наших предков, считался одним из самых страшных и злодейских праздников – День Кащея (Кощея) Чернобога. В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не боятся этого, а обращаться в Сердце к РОДным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде.

Праздники в марте

На Руси у марта существовало множество названий - Зимобор, протальник, капельник, грачевник, на севере он назывался сухый или сухий - из-за весеннего тепла. По другой версии - из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса. Ведь наши предки вели подсечную систему земледелия и поля отвоевывали у леса. Поэтому в феврале деревья валили, затем дожидались, пока они высохнут - и в марте сжигали на полях (или палах, как их называли в древности), где оставалась зола, которая удобряла будущее поле.

Славянские весенние праздники

Хотя в марте наступает лишь календарная весна и повсюду еще лежит снег, мартовские праздники славянского годового цикла посвящены возрождению природы и торжеству света и любви.

  • 01 марта - День Мары Марены - Великой Богини Зимы и Смерти, или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти Навьих Богов перед приходом Весны. В этот день славят Марену, владеющую Навьим миром и помогающую людям после жизни дойти до Калинова Моста, через который можно пройти черту Яви и Нави, через реку Смородину. В ночь перед этим праздником в Яви пробуждались все неусопшие, забытые и незахороненные души умерших. Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины – маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода.
  • 14 марта - Овсень малый. По древнеславянскому обычаю на Малый Овсень приходился Новый Год (В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта.) – начало пробуждения ПриРоды и ее готовность к сельскохозяйственным работам.
  • 20 марта. Славянский праздник Масленица – это не просто славянская встреча весны и веселые проводы зимы. Это день весеннего солнцестояния, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В православном празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы – Марены, угощение блинами – Комами всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза.
  • 25 марта. На последнее, третье закликание весны с ржаными ароматными жаворонками, играми и хороводами происходит Открытие Небесной Сварги и на землю сходит Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.
  • 30 марта празднуют Ладодение. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая просыпается после долгой зимы. Другими словами - это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады - покровительницы любви и брака.

Праздники в апреле

Древнерусское название месяца апреля - Березень, так как именно в этом месяце начинается движение сока у берез. Еще апрель на Руси называли снегогон, потому что в этом месяце быстро тает весь снег, люди начинают к посеву готовиться. Известны также народные названия апреля – березозор, капельник, цветень, солнечник, снегосгон, снеготок, водолей, водолом, водопол, ручейник. Здесь обращено внимание на характерное для апреля природное явление – усиленное таяние снегов и говорливые, поющие ручьи.

  • 01 апреля - этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле.
  • 03 апреля. Водопол - День водяного ведь именно в этот день просыпался Водяной, начинался ледоход и разлив рек. В этот славянский праздник рыбаки несли щедрые дары Водяному, предполагая, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит их щедрым уловом, пригонит в сети крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать угощающих и их близких.
  • 14 апреля отмечается Воронец (Вороний праздник) - святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живутне по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. Мудрым же - Ворон, как потворник Велесов, открывает тайны Жизни и Смерти. По славянским приметам, Ворон вызывает весенний дождь и гром, прогоняя зиму.
  • С 16 по 22 апреля отмечаются Первые Русалии (Праздник пробуждения духов воды) - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя), посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь.
  • 22 апреля празднование славянского Женского Дня - Лельника. Этот праздник, является русским народным аналогом 8 марта. Приурочен богине Леле, которая являлась покровительницей девичьей любви. В этот день, девушки ходили к реке и делали преподношения русалкам, а вечером обязательно собирались на девичник. Женщины, не имеющие детей, именно в этот день могли получить детородные силы, а так же совершали обряд выпекания собственной судьбы.
  • 23 апреля - Ярило Вешний. Его ещё называют Ярило Тёплый, Ярило Храбрый. В более позднее время, в эпоху двоеверия, этот праздник называли Егорий или весенний Юрьев день. В этот день проводится важный обряд - "Отмыкание Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярило "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Роса в этот день считается особенно целебной.
  • 30 апреля заканчиваются последние весенние холода и отмечается Радуница (радоница, радавница, радуниц, радошно воскресенье, родительский понедельник) - один из наиболее важных дней поминовения умерших. В этот день ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяной кисель, пшенную кашу, крашенные яйца-писанки.

Праздники в мае

На Руси месяц пробуждения природы изначально называли Травенъ (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. А ещё в народе месяц май величали ярец (в честь бога Солнца славянской мифологии Ярилы), листопук (за появления листьев - пукаться, что значит распускаться) и росеник (из-за обильной утренней росы).

  • 01 мая - День Богини Живы начинается славянский весенний праздник сразу в полночь, и посвящен Живе (дочь Лады и супруга Даждьбога) - богини весны, плодородия, рождения жизни. Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через ЖивоТворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.
  • 10 мая - Вешнее Макошье или день матушки-Земли считался у старославян святоднем, когда матушка Земля просыпается, и ее славят как именинницу. В этот день не пахали, не боронили, не копали землю. Проводили посевные обряды и специальные ритуалы для зачатия детей, связанные с зерном, бороздой и сторонами света. Люди поклонялись в этот день Велесу и Макоше, воины давали клятву матери-Земле всегда беречь и защищать ее от вражеских сил разных, а волхвы шли в широкое поле, ложились на зеленую, молодую травушку-муравушку и слушали, что им матушка-Земля рассказывает.
  • С 20 по 30 мая. Одним из самых ожидаемых и веселых праздников в году, для древних славян, был весенний славянский праздник длившейся десять дней Неделя Рода или Грудие Росное. В эти дни славяне просили Рода о том, чтоб пошел дождь и о богатом урожае. Волхвы в этот период времени производили свои обряды и приносили специальные жертвы.

Праздники в июне

Именуется месяц июнь Разноцветом, ведь природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений или Хлеборост (хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть). Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался Кресником (от слова "крес" - огонь), Паутной, Розник, Скопидом, Светозар, Светлояр, Земляничник.

Летние славянские праздники

В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время.

  • 01 июня - Ярило Мокрый, Троян (Трибогов День) - праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. В сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье.
  • В ночь с 23 на 24 июня - у старославян проводилось празднование посвященное Богу Купала и летнему солнцестоянию или солнцевороту, который длился три дня с момента наступления астрономического лета. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня. Где ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Ведь праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Поэтому, собранные на Купало травы имеют большую ценность.

Праздники в июле

В старину июнь назывался, как и одно из названий июня - Червень от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень) как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё Страдником (от "страда" - жатва, сенокос), Грозником" - от сильных гроз.

  • 12 июля отмечается День снопа Велеса. С этого дня начинают косить и заготавливать сено, где в последний связанный Сноп, как полагали косари, переходил дух поля. В эти же дни крестьяне заканчивали пахоту и начинали подготовку к озимому севу. Всем земледельческим работам покровительствовал Велес.

Праздники в августе

На севере август назывался Зарев - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" - время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы. На этот праздник пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают.

  • 01 августа отмечается первый Спас - Маковеем или Спасом на воде. Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев. Иными словами, приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым славянским лакомством. Наши предки, впрочем, не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток.
  • 06 августа - второй Спас, который называют Яблочным Спасом, поскольку вначале августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось.
  • 15 августа празднуют Спожинки, так как к середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.
  • 21 августа - День Стрибога. Этот славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения – хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят – он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились.

Праздники в сентябре

Одно из название сентября - Вересень объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск. Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

Старинные славянские праздники осенью

В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать".

  • 08 сентября отмечают славянский праздник посвященный семье и её благополучию - Род и Роженица. В такой светлые день Славят Рожаниц: Лелю и Ладу и весь произведенный ими Род. Ведь они стоят на защите семей от различных горестей и напастей. Этот праздник сумел преодолеть немало веков и перекочевать в христианство, правда, в наше время этот праздник называют Рождеством Богородицы.
  • 21 сентября - День Сварога является праздником мастеровых людей, и, в особенности, мастеров кузнечного дела. Ведь Бог Сварог – это и есть Небесный Кузнец, создавший Небесную Сваргу. Ко Дню Сварога завершаются все обряды по закрытию Сварги (прерывается живая связь между Землей и Небом. На Землю постепенно опускаются холода, сковывают ее морозным воздухом, постепенно отбирая влияние у светлых Богов. Вся Земля переходит в безраздельное попечение и управление Бога Велеса.

Праздники в октябре

У наших предков октябрь известен под именем Листопад - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

  • 14 октября - Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы. В народной традиции славян в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме.
  • 28 октября - в зависимости от года в последнюю пятницу октября славяне отмечали Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) или День Макоши-Пятницы, которая имела невероятную важность для наших предков, корни которого уходят глубоко в прошлое. Главной сутью праздника было прославление и молитвы богине семьи и рождения Макоши. В день Макоши-Пятницы было запрещено работать, шить, вязать и заниматься любыми хозяйственными делами.

Праздники в ноябре

В старину ноябрь назывался Груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. Ведь слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь". Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам. Другие названия ноября - Бездорожник, Листогной, Снеговей, Полузимник, Ледостав и Курятник.

  • 10 ноября - славяне праздновали День богини Макоши. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.
  • 25 ноября - День Марены. В последние дни осени Марена окончательно выгоняет Ярилу и накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержи в себе радости. Люди примиряются с фактом и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой. Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шепоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы.

Праздники в декабре

Завершает год декабрь, cлавяне называли его Студнем - первый месяц зимы, чьё название говорит о приходе зимних холодов. Ведь в начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Зимние праздники у славян

Как только в старину не величали первый месяц зимы. За хмурые тучи, низко висящие над горизонтом, и ранние сумерки получил декабрь прозвища "хмурень" и "теменик", за вьюги да бураны – "лютовей" и "метельник", за росписи на стёклах – "узорник", за то, что строит ледяные переправы через реки да пруды – "мостовик", "ледостав". В русских говорах месяц первых белых троп поэтически называли "ветрозвоном" и "ветрозимом", "ознобнем" и "заверняем" (на одном из русских диалектов это слово означает вьюгу, метель, буран), "заморозью" и "тянугой" – тянутся долгие вечера и ночи, а белый день совсем короток.

  • 21-22 декабря в зависимости от года отмечается Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния. Является самый коротким днем и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог "окорачивает" уходящий год. Празднуется накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.
  • 25 декабря празднуется Коляда - один из важнейших святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается новое солнце-младенец (Бог Солнечного Лика и Зимнего Солнца). О сию пору творят обряд обновления- возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры,»помогая» новорождённому Солнцу, а также в этот день наступает Новолетие
  • 31 декабря отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) - последний день святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром. В пору двоеверия на Руси Святки делили на две части: длившиеся от Коляды до Щедреца, и Стршные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Туриц. Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем, когда бесощина гуляет

Календарь славянских праздников не претендует на полноту, зато имеет внутренний смысл и гармонию, подчиняясь великому кругу жизни. Так как для наших предков все славянские праздники имели сакральный смысл, они предавали людям жизненной силы. Как известно, древние славяне до принятия христианства поклонялись языческим богам. Вообще религиозный культ наших предков был невероятно сильный и мощный и для того чтобы искоренить языческих идолов церкви приходилось идти на некоторые хитрости и уступки. Именно поэтому так часто встречаются спорные праздники.

Конечно, многие из перекочевавших праздников потерпели незначительные или же наоборот очень значительные видоизменения, и в современном мире мы празднуем их немного отлично, нежели наши предки. Естественно православная церковь отрицает любую связь со славянским календарем, хотя объясняется такая связь довольно просто. Ведь избавиться в один миг от языческих идолов и тысячелетнего поклонения им просто невозможно.